Какие суды рассматривают протесты в порядке надзора

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дел

Какие суды рассматривают протесты в порядке надзора

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рас­сматривать только указанные в законе суды.

К ним относятся: пре­зидиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — суд субъекта Российской Федера­ции); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Фе­дерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федера­ции.

К компетенции президиумов названных судов относится пере­смотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесен­ных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные ре­шения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федера­ции; кассационных определений суда субъекта Российской Феде­рации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и оп­ределений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматри­вает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный орган – Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора определений президиумов судов субъектов Российской Федера­ции, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в закон­ную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указан­ные судебные решения и определения были оставлены без удов­летворения президиумом суда субъекта Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) во­енных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстан­ции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Фе­дерации, кассационные определения окружных (флотских) воен­ных судов, а также вступившие в законную силу решения и опре­деления гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения пре­зидиумом соответственно окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуще­ствляет пересмотр вступивших в законную силу решений и опре­делений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Фе­дерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации сложилась практика последователь­ного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в по­рядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации вхо­дят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судеб­ного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмот­рению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Прези­диум Верховного Суда Российской Федерации — кроме того на основании мотивированного представления о пересмотре судебно­го постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председа­теля Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления проку­рора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Россий­ской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с со­блюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граж­дан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принци­пам непосредственности, устности, диспозитивности, состязатель­ности.

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом прези­диума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Вер­ховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается од­ним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жало­бу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружно­го (флотского) военного суда — соответственно прокурор субъек­та Российской Федерации, военного округа (флота) или его заме­ститель;

• в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — Ге­неральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

• в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — должностное лицо Прокуратуры Рос­сийской Федерации по поручению Генерального прокурора Рос­сийской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание поста­новлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производ­ства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подав­шие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интере­сы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу.

Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы реша­ются большинством . При равном количестве , поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пе­ресмотра, жалоба или представление прокурора считаются откло­ненными.

Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изло­жить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд над­зорной инстанции выносит мотивированное определение, в кото­ром должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вы­несшего определение; 2) дата и место вынесения определение; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление о пересмотре дела в порядке надзора; 5) судья, вынесший определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сооб­щается лицам, участвующим в деле.

Источник: https://studopedia.ru/8_162764_sudi-rassmatrivayushchie-dela-v-poryadke-nadzora-protsessualniy-poryadok-rassmotreniya-del.html

Производство в порядке надзора

Какие суды рассматривают протесты в порядке надзора

Производство в порядке надзора является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет следующие задачи:

Отношения, возникающие в этой стадии процесса, имеют свой субъектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения.

Объектом пересмотра в этой стадии процесса является довольно широкий круг судебных актов, вступивших в законную силу.

Пересмотрены в порядке надзора могут быть: вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции; постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями.

В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные судами субъектов РФ, так и решения Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные им по первой инстанции.

Не могут быть объектом пересмотра в порядке надзора только постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Как может быть возбуждено производство в порядке надзора?

Законом установлено, что пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и постановлений может иметь место только по протестам должностных лиц, указанных в ст. 181 АПК РФ.

Следовательно, подача лицом, участвующим в деле, жалобы на вступившие в законную силу решение или постановление не влечет возбуждение деятельности судебно-надзорного органа – Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, а является лишь поводом для решения вопроса об истребовании должностным лицом дела и определения наличия (отсутствия) оснований для принесения протеста в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст.

185 АПК РФ заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу решение, постановление арбитражного суда может быть подано после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции.

Таким образом, закон ограничивает право на подачу заявления о принесении протеста указанными здесь условиями: оно может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции.

Протесты вправе приносить (ст. 181 АПК РФ):

1) Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ – на решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель Генерального прокурора РФ – на решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование и изучение дела соответствующими должностными лицами. Право истребовать дело из соответствующего арбитражного суда предоставлено всем должностным лицам, которые могут принести протест в порядке надзора.

После изучения материалов дела при отсутствии оснований для принесения протеста об этом извещается лицо, подавшее заявление. При наличии оснований для принесения протеста соответствующее должностное лицо приносит протест и направляет его вместе с делом в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Копии протеста направляются лицам, участвующим в деле.

Протест в порядке надзора

Протест в порядке надзора — это адресованный в судебно-надзорный орган процессуальный документ, содержащий мотивированную просьбу об отмене (изменении) вступившего в законную силу решения или постановления арбитражного суда.

Протест должен быть составлен в письменной форме и содержать следующие реквизиты: наименование суда, которому адресуется протест; наименование должностного лица, приносившего протест; наименование арбитражного суда, принявшего решение или постановление, на которое подается протест, номер дела и дату принятия решения, постановления; предмет спора; обоснование вывода о незаконности или необоснованности решения, постановления со ссылкой на правовые нормы; просьбу лица, принесшего протест; перечень прилагаемых к протесту документов.

В процессе рассмотрения заявления о принесении протеста может ставиться вопрос о необходимости приостановления исполнения решения или постановления арбитражного суда, вынесенного по данному делу.

Право на приостановление исполнения судебных актов имеют только должностные лица Высшего Арбитражного Суда РФ: Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 182 АПК РФ).

Такого права закон не предоставляет ни Генеральному прокурору РФ, ни его заместителям. Не предоставлено право на приостановление исполнения судебных актов и судебно-надзорному органу – Президиуму Высшего Арбитражного Суда РФ.

В ч. 3 ст. 185 АПК РФ закреплено право должностных лиц, принесших протест в порядке надзора, отозвать его. Этим правом должностное лицо может воспользоваться только до начала рассмотрения дела по существу. Отзыв протеста должен быть сделан в письменной форме. Должностное лицо, отозвавшее протест, обязано известить об этом лиц, участвующих в деле.

Порядок рассмотрения протестов

В общих чертах порядок рассмотрения протеста судом надзорной инстанции определяет ст. 186 АПК РФ.

Подробно порядок работы Президиума регулируется Регламентом, утвержденным Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а по вопросу надзорного производства также Распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1995 г. № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов».

Подписанный протест вместе с делом направляется в Секретариат Президиума.

В Секретариате Президиума протест регистрируется и формируется повестка дня заседания Президиума по рассмотрению протестов.

Не позднее чем за семь дней до дня заседания Секретариат передает членам Президиума копии протеста и судебного акта, на который принесен протест. Копии указанных документов направляются также Генеральному прокурору РФ.

На заседание Президиума в необходимых случаях для дачи объяснений могут быть вызваны лица, участвующие в деле. Если Президиум сочтет нужным вызвать этих лиц в заседание суда, то они должны быть извещены о времени и месте заседания Президиума.

Их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Судьей-докладчиком по делу на заседании Президиума является судья, подготовивший протест. В отдельных случаях Председателем или его заместителем доклад дела может быть поручен другому судье.

До начала заседания Президиума Секретариат проверяет наличие большинства членов Президиума и информирует об этом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=dtKjivjm3Zo\u0026list=PLd16MNw33FYzrqBaZ6w8MVNb4g7GHu8u6

По решению Президиума заседание по рассмотрению протестов может быть закрытым. На нем вправе присутствовать лишь члены Президиума и специально приглашенные лица.

Рассмотрение протеста на заседании Президиума начинается с заслушивания доклада судьи об обстоятельствах дела и доводах протеста. При этом судья-докладчик сообщает о содержании дополнительно представленных документов, имеющих значение для дела, излагает свое мнение о доводах протеста, дает оценку доказательствам по делу, вносит предложение о постановлении Президиума.

По окончании доклада судья-докладчик отвечает на вопросы членов Президиума, Генерального прокурора РФ или его заместителя по существу рассматриваемого дела. Если на заседании Президиума явились приглашенные лица, участвующие в деле, то члены Президиума, Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе задать им вопросы.

После доклада члены Президиума переходят к обсуждению обстоятельств дела, оценивают доводы протеста и вносят предложения о постановлении Президиума. Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе дать заключение по делу.

По окончании обсуждения председательствующий ставит на ание высказанные предложения о постановлении Президиума с учетом полномочий Президиума, предусмотренных ст. 187 АПК РФ.

Согласно ст. 189 АПК РФ постановление Президиума считается принятым, если за него открытым анием проало большинство от общего числа присутствующих членов Президиума. Члены Президиума не вправе воздерживаться от ания. Вынесенное постановление направляется лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня его вынесения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Рассмотренное на заседании Президиума дело возвращается в арбитражный суд. К делу приобщаются: постановление Президиума, протест, заявление и другие документы, приобщенные к делу в ходе рассмотрения протеста.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по пересмотру дел в порядке надзора

Статья 187 АПК РФ устанавливает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

  1. оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения;
  2. отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  3. изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Круг этих полномочий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Президиум оставляет решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения в том случае, если придет к выводу, что вынесенное судом решение или постановление является законным и обоснованным, а мотивы протеста несущественными для дела.

Проверяя дело в полном объеме, Президиум может выявить отдельные процессуальные нарушения, не повлиявшие на правильность вынесенного решения, постановления. Не отменяя решения, Президиум в этом случае обязан указать в своем постановлении о выявленных недостатках.

При оставлении протеста без удовлетворения в постановлении должны быть указаны мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения арбитражного суда.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вправе отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение. Этим полномочием Президиум может воспользоваться в тех случаях, если ошибки, допущенные нижестоящими судами, не могут быть исправлены при рассмотрении дела в надзорной инстанции.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе изменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Принять по делу новое решение, постановление или изменить его суд надзорной инстанции вправе:

  • если обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;
  • если Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласится с оценкой доказательств, данной арбитражным судом, и сочтет необходимым самому по новому оценить их.

Право вынести новое решение принадлежит Президиуму независимо оттого, какая просьба должностного лица содержалась в протесте.

Право изменить решение, постановление

Право изменить решение, постановление возникает у Президиума при тех же условиях, что и право на вынесение нового решения. К изменению решения, в частности, приходится прибегать в случае увеличения или снижения размера взыскиваемой суммы.

Решение суда первой инстанции, постановление апелляционной или кассационной инстанций — это единые по своему содержанию документы, части которого взаимосвязаны и представляют единое целое.

Поэтому изменение может касаться не только резолютивной, но и мотивировочной части.

https://www.youtube.com/watch?v=K3VMAOhHecA\u0026list=PLd16MNw33FYzrqBaZ6w8MVNb4g7GHu8u6

В п. 4 ч. 1 ст.

187 АПК РФ сформулировано право Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части. Прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения могут иметь место только по основаниям, перечисленным в ст. 85 и 87 АПК РФ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 187 АПК РФПрезидиум может оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. В этом случае в постановлении Президиум должен привести как мотивы, по которым он отменяет состоявшиеся по делу решения, так и аргументы, по которым он пришел к выводу оставить в силе данное решение, постановление.

Под отменой решения, постановления следует понимать совершенное судом надзорной инстанции процессуальное действие, направленное на признание недействительным вынесенного арбитражным судом решения, постановления. Изменение решения, постановления — это внесение в них поправок, которые не повлияли на конечные выводы суда о правах и обязанностях сторон.

Изменение и отмена решений, постановлений могут иметь место лишь при наличии оснований, изложенных в законе. В законе говорится, что основаниями к изменению или отмене решения, постановления являются незаконность или необоснованность судебного акта.

Необоснованным является такое решение, постановление, в котором неправильно установлены фактические обстоятельства дела:

а) неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих значение для дела; б) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными;

в) несоответствие выводов суда, изложенных в решении, постановлении, обстоятельствам дела.

Источник: https://be5.biz/pravo/a022/17.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.