Независимость неприкосновенность и несменяемость судьи

Неприкосновенность и несменяемость судей

Независимость неприкосновенность и несменяемость судьи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

неприкосновенность несменяемость судья

Судебная власть, благодаря Конституции Российской Федерации является одой из основополагающих и самостоятельных ветвей власти. Это подтверждается принципом разделения властей, согласно которому государственная власть в России подразделяется на три самостоятельные обособленные ветви: законодательную исполнительную и судебную.

Исходя из принципа разделения властей Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», «О судебной системе Российской Федерации» отнес осуществление правосудия исключительно к компетенции судов, а судебную власть определил как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон, совместно с Конституцией РФ впервые обеспечили фактическую независимость судебной власти.

Концепция судебной реформы от 24.10.1991 г. принятая Верховным советом РСФСР поставила такую задачу перед государством, как утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Что в последующем и нашло своё отражение в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ».

Неприкосновенность и несменяемость судей

Судья – это, государственный служащий, назначаемый на должность лица осуществляющего правосудие. Это лицо, в конституционном порядке наделенное полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.

Под статусом судей следует понимать не общие права и обязанности присущие каждому человеку, а права и обязанности исходящие непосредственно из должностного положения судьи, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Основу конституционно-правового статуса судей составляет ряд прав, обязанностей, иммунитетов, гарантий и требований, к которым относятся: Деятельность на профессиональной основе, независимость судей, неприкосновенность судей, несменяемость судей, запрет вмешательства в деятельность судей. Помимо этого в основу конституционно-правового статуса судей также входят и полномочия судей, порядок приостановления и прекращения полномочий, отставка судьи и дисциплинарная ответственность и многое другое.

Основой неприкосновенности и несменяемости судей в Российской Федерации безусловно является Конституция РФ, провозглашая данные принципы в статьях 121 и 122. Данные статьи не дают определения принципов неприкосновенности и несменяемости, в связи, с чем мы обращаемся непосредственно к закону «О статусе судей в РФ».

Под неприкосновенностью следует понимать – общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным, означающий наличие у определенных лиц особых прав.

Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения.

Немного иной смысл этот термин имеет в применении к защите прав личности, указывая на то, что такие неприкосновенные права подлежат охране законом. Это значит, что эти права можно нарушать лишь в специально оговоренных законом случаях.

Неприкосновенность для судьи, это существенная гарантия, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на какого- либо рода угрозы и посягательства на жизнь.

Неприкосновенность судей включает в себя:

– неприкосновенность личности;

– неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений;

-неприкосновенность используемых им личных и служебных транспортных средств;

– неприкосновенность принадлежащих ему документов;

– неприкосновенность принадлежащего ему багажа и иного имущества;

– тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электронных и иных принимаемых и отправляемых судье сообщений).

Основу неприкосновенности судей составляет, особый порядок привлечения их к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В соответствии с законом «О статусе судей в РФ», судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

«Судья, не может быть в каком бы, то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Конституция РФ четко указывает на неприкосновенность судей при привлечении к уголовной ответственности. Данная процедура может быть осуществлена, лишь в четком соответствии с законом, так например:

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

– в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

– в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

– в отношении судьи иного суда – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

В случае если судья осуществлял свои действия исходя из судейской позиции по конкретному делу, в мотивировочном решении будет написан отказ: о возбуждении уголовного дела в отношении судьи; либо в привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу; либо о привлечении к административной ответственности; либо о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий. неприкосновенность несменяемость судья

Несменяемость судей является одной из основных гарантий их независимости.

Так как судьи назначаются на свою должность бессрочно, а их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, установленным законодательством РФ, а также с обязательным участием органов судейского самоуправления. Ни один из судей не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а, следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

Заключение

Конституция РФ четко указывает на неприкосновенность судей при привлечении к уголовной ответственности. Данная процедура может быть осуществлена, лишь в четком соответствии с законом. Помимо этого в судейскую неприкосновенность входят:

– неприкосновенность личности;

– неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений;

– неприкосновенность используемых им личных и служебных транспортных средств;

– неприкосновенность принадлежащих ему документов;

– неприкосновенность принадлежащего ему багажа и иного имущества;

– тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электронных и иных принимаемых и отправляемых судье сообщений).

Принцип несменяемости судей гласит, что судьи назначаются на свою должность бессрочно, никто не может оказать «содействие» в увольнении судьи, либо в его переводе. Ни один судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд (независимо от того вышестоящая или нижестоящая должность) без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, установленным законодательством, а также при соблюдении порядка прекращения и приостановления полномочий.

На защиту принципа несменяемости становятся органы судейского самоуправления, в связи с чем, прекращение или приостановление деятельности судьи является невозможным без решения квалификационной коллегии судей.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00469410_0.html

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Независимость неприкосновенность и несменяемость судьи

Кутуков, А. Д. Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации / А. Д. Кутуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64420/ (дата обращения: 09.12.2020).



Традиционно конституционные основы статуса судей в юридической литературе сводят к совокупности конституционных положений о независимости (ч.1 ст. 120 Конституции Российской Федерации), несменяемости (ст. 121 Конституции РФ) и неприкосновенности (ст.122 Конституции РФ) судей.

Закрепление перечисленных правовых положений судьи призвано обеспечить отправление правосудия автономной и непредвзятой судебной системой.

Традиционно к профессиональной деятельности и личности судей предъявляются высокие требования, воплощение и исполнение которых является возможным только путём закрепления на законодательном уровне дополнительных социально-правовых гарантий, с помощью которых возможно создание и поддержание авторитета судебной власти в обществе.

При этом многие исследователи данной проблематики отмечают, что принципы несменяемости и неприкосновенности судьи носят слишком обобщенно-правовой и декларативный характер, нуждаясь в более точном нормативном определении, поскольку на сегодняшний день указанные правовые положения нередко подвергаются в известной мере широкой трактовке в рамках федерального законодательства. Так, к примеру, существенно «подкорректирован» конституционный принцип несменяемости: законодатель установил, что мировые судьи назначаются на определенный срок и полномочия их могут быть продлены также на определенный срок, устанавливаемый законом субъекта РФ. [1, с. 44]

Нельзя не сказать, что главным элементом особого правового статуса судьи, основным условием жизнедеятельности самостоятельной и беспристрастной судебной власти, осуществляющей правосудие и надежно защищающей права и законные интересы личности, является независимость судьи. В отсутствии института независимого суда невозможно построение правового государства и развитого гражданского общества.

Правовое содержание конституционных положений о «независимости судьи» и «самостоятельности» органов судебной власти представляется недостаточно точно раскрытым ни в самой Конституции РФ, ни в законодательстве о судебной системе.

Кроме того, формулировка «самостоятельность» используется в тексте Конституции РФ применительно к органам судебной власти, а не судебной власти как таковой (ст. 10 Конституции РФ), что порождает множество споров в доктрине права.

В ходе отправления правосудия и принятия того или иного судебного решения судья, в соответствии с принципом независимости, должен осуществлять правосудие таким образом, что любое вмешательство и давление на свободу его усмотрения было бы категорически исключено: судьям запрещено обращаться к каким бы то ни было запрашивать или получать от кого бы то ни было рекомендациям или предписаниям извне по вопросам, являющимся предметом предварительного производства либо непосредственного рассмотрения дела судом. Принцип независимости судей и отправления правосудия на основании и руководствуясь только законами Российской Федерации находится в прямой взаимосвязи с воплощением в жизнь основополагающего правового постулата любого развитого демократического государства о равенстве всех перед законом и судом, поскольку только подлинно независимая судебная система способна гарантировать реальное реализацию данного положения. Именно на это было обращено внимание в докладе «Судебная система России. Состояние проблемы», подготовленном Фондом «Центр политических технологий» по заказу Института современного развития по итогам проведенного Центром политических технологий в 2009 г. социологического исследования о проблемах, стоящих перед российской судебной системой. В российском законодательстве правовые аспекты обеспечения независимости судей закреплены на уровне конституционных норм-принципов, в Законе о статусе судей, Законе об органах судейского сообщества, а также в иных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы социально-правовой защиты судей. [2, с. 140]

Сущность закрепленного в Конституции РФ основополагающего принципа независимости судей определяется нами как внутренняя, имманентная характеристика судьи, формирующаяся на уровне личностных качеств конкретного субъекта, его правосознания. Законодательно же содержание рассматриваемого принципа можно выделить из содержания ст. 9, 10 (и иных) Закона о статусе судей. Так на уровне федерального законодательства конституционный принцип независимости судей обеспечивается:

1) закреплённый нормами федерального законодательства порядок отправления правосудия;

2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

3) особый порядок освобождения судьи от замещаемой должности или приостановления его полномочий;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) контроль за деятельностью судей со стороны различных органов судейского сообщества;

7) закрепление за судьёй ряда льгот и привилегий социального, материального и правового характера, способных обеспечить должное осуществление возложенных на него полномочий за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

8) исключение тем, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

К сказанному необходимо добавить, что независимость судьи обеспечивается еще и установленным порядком отбора претендентов на должность судьи и назначения на эту должность, порядком продвижения по служебной карьере и т. д. Тем не менее, касательно и этой составляющей существуют критические мнения доктринальных исследователей принципа самостоятельности судебной власти.

Независимость судьи как статусная характеристика — это способность (положение, состояние) личности, наделенной судейскими полномочиями, соблюдать присягу судьи, осуществлять беспристрастно и профессионально правосудие независимо от любых попыток воздействия на нее со стороны участников судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону. Это — главный элемент особого правового статуса судьи, основное условие деятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти по защите прав и законных интересов личности. Обобщая, можно сказать, что ни меры государственно-правового регулирования (такие как предоставление льгот, особого правового статуса — иммунитетов, социальных гарантий) не будут иметь нужного эффекта, если сам гражданин, замещающий соответствующую должность судьи, не имеет личностного отношения, самосознания, направленного на независимость и свободу в осуществлении своей профессиональной деятельности. [4, с. 55]

Юридически неприкосновенность судьи опосредуется такими элементами, как неприкосновенность личности, неприкосновенность его жилища и рабочих помещений, личного и служебного транспорта, документации и прочего имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых субъектом сообщений тем или иным способом).

Исходя из того, что судейская неприкосновенность проявляется в системе различных правоотношений, в которых реализуется правовой статус судьи, что позволяет рассматривать данный принцип как совокупность защитных механизмов, воплощающихся в целой структуре судейских иммунитетов, а именно:

  1. индемнитет как не несение ответственности судьёй за высказанное им при отправлении правосудия мнение и вынесенный приговор (решение) по делу, за исключением случаев доказанного в судебном порядке вынесения заведомо неправосудного (неправомерного) решения;
  2. материально-правовой иммунитет, устанавливающий границы гражданско-правовой ответственности судьи;
  3. процессуальный иммунитет, складывающийся из специального порядка привлечения судей к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. [3, с. 476]

Проведённый анализ по исследуемой проблематике позволяет сделать вывод о том, что современное положение правовых институтов независимости и неприкосновенности судей далёк в своём законодательном оформлении от надлежащей точности и полноты раскрытия, следствием чего являются непрекращающиеся споры в доктрине права по рассматриваемому вопросу. Однако данные конституционные принципы выступают основой формирования и определения статуса судьи, ключевым звеном системы судебной власти, что предопределяет необходимость возможного совершенствования независимого судейского статуса в ближайшем будущем.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/286/64420/

О статусе судей в 2020 году

Независимость неприкосновенность и несменяемость судьи

В нашей стране спорные вопросы, которые не удается разрешить мирным путем, делегируются в компетентный орган – суд, главным действующим лицом которого являются судьи, наделенные особыми полномочиями и обязанностями. Последние составляющие входят в статус судей, под которым буквально подразумевается их правовое положение, как государственных деятелей, закрепленное в нормативном акте.

Судья — это лицо, которое наделено в силу закона полномочиями для осуществления правосудия и исполняющее возлагаемые на него обязанности на профессиональной основе. В число обязанностей, возлагаемых на судью можно также выделить принятие решений по спорным вопросам, которые могут ограничивать интересы участников процесса, но всегда направлены на поддержание правопорядка.

Свои решения судьи принимают в совещательной комнате единолично (за исключением случаев, когда требуется присутствие нескольких судей) независимо от мнения других людей, на основании закона и предоставленных сторонами доказательств своей правоты.

Кто может быть судьей

Судьей в РФ может быть человек, который соответствует всем требованиям, установленным в законах (ст. 4 ФЗ «О статусе судей в РФ»):

  • У кандидата на должность судьи и членов его семьи (а также близких родственников) не должно быть каких–либо проблем с законом (судимости). При этом в круг близких родственников, репутация которых должна быть безупречной относятся родители, супруги, братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки. Репутация самого кандидата должна соответствовать словосочетанию «кристально чистая». При этом рассматриваются любые судебные споры, в которых в том или ином качестве принимал участие соискатель, выписанные административные штрафы и заявления в полицию. Последних двух не должно иметься в принципе.
  • Смотрят на образование кандидата. Оно должно быть юридическим и высшим, без исключений. При этом если у кандидата имеется несколько высших образований, то преимущество всегда отдается юриспруденции.
  • Следующим пунктом, которому обязан соответствовать соискатель на должность судьи является возраст и стаж (опыт) работы по специальности. Минимальный возраст кандидата составляет 25 лет и минимальный стаж работы по специальности (юриспруденция) равняется 5 годам.
  • Кандидат также должен быть психически и эмоционально уравновешенным человеком. Соответственно, если у человека были проблемы психологического плана или имеется справка из специализированного учреждения, то ему откажут. Более того, негативно могут повлиять на выбор кандидата, аналогичные проблемы у его близких родственников, если это подтверждено документально.

Это общие требования, ко всем судьям, которые дополнятся в зависимости от должности (суда), на которую претендуют соискатели.

Федеральные и апелляционные суды

На должность федерального судьи или на работу в апелляционном суде не могут претендовать лица младше 30 лет, а также претенденты, стаж работы которых в юридической сфере менее 7 лет. Основные критерии остаются неизменными.

Верховный суд РФ

Судей Верховного Суда РФ отбирают по более жестким критериям. Здесь важны как личные качества и кристально чистая репутация, так и возраст (не менее 35 лет) и стаж работы (не менее 10 лет). Более того, кандидаты, отвечающие этим и указанным выше, общим требованиям, проходят специальное тестирование, которое может показать уровень их знаний и опытность.

Конституционные суды

Судья Конституционного Суда считается самой «высокой» должностью и соответственно к ней предъявляются повышенные требования.

Это минимальный 15 — летний стаж работы в сфере юриспруденции и минимальный возрастной порог в 40 лет. Также необходимо успешно пройти тестирование.

Предполагается, что кандидаты на эту должность должны пройти солидный путь от помощника судьи (или мирового судьи) до самой верхушки иерархии судей в нашей стране.

Что входит в обязанности судьи?

Ключевой обязанностью судьи любого звена законодательной власти является отправление правосудия или разрешения конфликтов между сторонами. Для выполнения возложенных на них обязанностей судьи имеют целый спектр правомочий. В частности, они имеют право:

  1. Требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них функций;
  2. Вносить в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам представления об устранении нарушений закона и их причин;
  3. Запрашивать информацию от государственных органов и учреждений, на которые в силу закона должны быть предоставлены ответы;
  4. Ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества;
  5. Вносить предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства непосредственно в Верховный Суд РФ.

Помимо прав у судей имеются обязанности, также возлагаемые на них в силу закона, а именно:

  1. Выполнять требования законов при рассмотрении дел (гражданских, уголовных и административных);
  2. Способствовать созданию оптимальных условий для реализации прав и свобод, участников разбирательства в суде;
  3. Обеспечивать высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности;
  4. Быть справедливыми и гуманными;
  5. Повышать уровень своих профессиональных знаний посредством изучения и обобщения судебной практики, принимать участие в работе по повышению правовых знаний сотрудников аппарата судов.

Выполняя возложенные на него функции должны избегать всего того, что может негативно повлиять на его репутацию, как в рабочем процессе, так и в личной, и общественной жизни. Кроме того, квалификационная аттестация, которую обязаны проходить судьи всех звеньев способствует росту их профессиональной квалификации и соответственно улучшению качественного состава судей.

Судьи не могут разглашать тайну совещания, а также сообщать всю информацию, полученную при проведении закрытых заседаний кому–либо, даже близким родственникам.

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей

Три ключевых принципа работы судей — независимость, неприкосновенность и несменяемость — закреплены в статьях 120 — 122 Конституции РФ. Они гарантируют, что все вынесенные арбитрами решения, должны быть основаны на нормах права, будут максимально обоснованными и законными.

Дополнительно статус судей, в частности правовые гарантии независимости, предусмотрены в ФЗ «О статусе судей». К ним относятся:

  1. Процедура отправления правосудия установлена законом так, чтобы исключить любые виды воздействия на арбитра;
  2. Любое вмешательство преследуется по закону;
  3. Судья освобождён от обязанности отчитываться перед кем-либо за результаты своей деятельности (в части отправления правосудия);
  4. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только на основаниях, предусмотренных в законах;
  5. Право судьи на отставку по собственному желанию не зависит от возраста;
  6. Судье предоставляется материальное и социальное обеспечение, соответствующее его статусу;
  7. Государственной защите подлежит не только сам арбитр, но и члены его семьи, а также имущество.

Судьи несменяемы, а значит их положение стабильно. Смена арбитра возможна на добровольной основе (с его согласия).

Неприкосновенность также является одной из наиболее существенных гарантий независимости судей и распространяется не только на личность судьи, но и в соответствии с законом на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество, документы, а также на используемый им транспорт и средства связи.

Дополнительной гарантией неприкосновенности судьи является порядок привлечения к ответственности, установленный в федеральных законах.

Соответственно, принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи, зафиксированы в Конституции РФ и закрепляют основные элементы статуса судей, являются важнейшими гарантиями их профессиональной деятельности, средством защиты интересов правосудия.

Ответственность судей

Довольно спорно обстоит дело с ответственностью судей. Для того чтобы избежать неоднозначного толкования, Пленум ВС РФ (ПП ВС РФ № 13 от 14 апреля 2016 г), обобщив судебную практику по применению законодательства, регулирующего данный вопрос установил:

  1. Порядок и основания привлечения судьи к ответственности распространяются как на работающих судей, так и на тех судей, срок полномочий которых истек, но он продолжает их реализацию либо до окончания рассмотрения дела (начатого с его участием), либо до назначения нового судьи в данный суд;
  2. Отдельно было подчёркнуто, что арбитр не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного решения в результате судебной ошибки (доказательства, предоставленные сторонами, были неверно оценены судьей или неправильно применены нормы права);
  3. К ответственности судья привлекается только при установлении его вины в вынесении заведомо противоправного решения или установлено злоупотребление властью;
  4. При выборе дисциплинарного наказания применимого к судье играют роль, как характер дисциплинарного проступка, личность арбитра, степень нарушения прав, свобод и интересов граждан и организаций, так и обстоятельства, и последствия совершения проступка;
  5. В качестве дисциплинарного наказания может быть применены: замечание, предупреждение, досрочное прекращение полномочий;
  6. При решении вопроса о наказании, которое налагается только судом, необходимо выяснить, не были ли вызваны нарушения (проступок) обстоятельствами, затрудняющими служебную деятельность судьи, такими как, чрезмерная загруженность конкретного судьи, плохая организация работы судебного аппарата и прочими.

Признать судебный акт незаконным и необоснованным имеет право только вышестоящий суд. В свою очередь квалификационная комиссия может, изучив материалы дела, установить такие нарушения судьи, как несоблюдение процессуальных сроков, наличие ошибок при оформлении актов суда и прочее, на основании чего можно поднимать вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

Приостановления и прекращения полномочий судьи

Порядок и основания приостановления и прекращения действия полномочий судьи предусмотрены в нормативных актах. При этом приостановление полномочий возможно на основании решения квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  1. Признания арбитра безвестно отсутствующим (на основании судебного акта, вступившего в законную силу);
  2. Возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;
  3. Участие арбитра в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти РФ или субъекта РФ;
  4. Избрание судьи в состав федерального или муниципального органа законодательной власти РФ.

При этом приостановление полномочий судьи не влечет за собой прекращения выплат и обеспечения (материального и социального), а также не лишает его гарантий неприкосновенности, за исключением случаев, когда он заключен под стражу (в качестве меры пресечения). Если же судья признан решением арбитра безвестно отсутствующим, то размер таких выплат либо сокращается, либо выплачивается его семье.

Приостановленные полномочия могут быть восстановлены также по решению квалификационной коллегии, ранее вынесшей решение о приостановлении.

Для прекращения полномочий также нужны основания, предусмотренные в законе, а именно:

  1. Подача заявления об отставке в письменном виде от судьи;
  2. Неспособность в дальнейшем выполнять обязанности судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам;
  3. Наличие письменного заявления от судьи о прекращении своих полномочий в связи с переходом на другую работу (по иным причинам);
  4. Достижение предельного возраста пребывания в должности;
  5. Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  6. Прекращение гражданства РФ;
  7. Смерть судьи (объявление умершим судебным решением);
  8. Вступившее в законную силу решение суда об уголовном наказании;
  9. Избрание судьи на выборные должности;
  10. Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  11. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  12. Дисквалификация судьи по решению квалификационной коллегии судей;
  13. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
  14. Вступление в силу судебного акта о применении к арбитру принудительных мер медицинского характера;
  15. Вступление в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Закон предусматривает и возможность отставки судьи, под которой подразумевается почетный уход с должности. При этом за ушедшим с должности судьей сохраняются его звание и гарантии. Право на отставку есть у каждого судьи независимо от возраста.

Выводы:

  1. Судьи являются неотъемлемой частью государственного аппарата.
  2. Для того чтобы претендовать на должность судьи, кандидату следует отвечать на все предъявляемые законом требования, перечень которых зависит от той инстанции, на которую претендует соискатель.
  3. Судье предоставляются определённые гарантии, которые вместе с правами и обязанностями входят в его статус.
  4. Действуя на основании принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности, судья может быть привлечен к ответственности или лишен своих полномочий только при наличии оснований, перечисленных в законе.

Источник: http://JurProvodnik.ru/soveti/644-statuse-sudej-2016

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии

Независимость неприкосновенность и несменяемость судьи

3.3. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии

Конституция РФ (ч. 1 ст. 120) устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В этой формулировке соединены два начала: независимость, с одной стороны, и подконтрольность закону – с другой.

Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса. В частности, при вынесении судом решения в совещательной комнате могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу.

Закон устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в осуществление правосудия.

Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности, не должен давать каких-либо каких – либо разъяснений по существу рассмотренных им дел или находящихся в производстве, не обязан представлять их кому–либо для ознакомления (если только такой порядок не предусмотрен федеральным законом).

Судья вправе подать в отставку по своему желанию. Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

Принцип подчинения судьи только Конституции и закону – вторая сторона его независимости. Согласно ч. 2 ст.

120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

На основе жизненного опыта у судьи складывается его правосознание, в ходе рассмотрения конкретного дела формируется внутреннее убеждение, опираясь на которое он принимает то или иное решение, но в рамках закона.

Несменяемость судьи – одна из важнейших гарантий его независимости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести в другой суд или на другую должность.

Пол­номочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным законом о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления.

Полномочия судьи приостанавливаются квалификационной коллегией судей в случаях: признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение его под стражу; участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав законодательного органа РФ или субъекта Федерации; избрания в состав такого органа.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии по следующим основаниям: прекращение гражданства РФ; письменное заявление судьи об отставке или переходе на другую работу; неспособность по состоянию здоровья длительное время выполнять обязанности; занятие деятельностью, не совместимой со статусом судьи, или совершение по­ступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего автори­тет судебной власти; вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему мер медицинского характера; истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком; смерть или всту­пление в силу решения суда об объявлении судьи умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реоргани­зацией суда. Судья военного суда прекращает свои полномочия так­же в связи с увольнением с военной службы по достижении предель­ного возраста пребывания на военной службе.

Неприкосновенность судьи обеспечивается его судебным иммуни­тетом. Решение о привлечении судьи к уголовной ответственности принимается только Генеральным прокурором РФ (лицом, испол­няющим его обязанности). Оно может быть принято лишь на основе заключения судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховно­го Суда РФ или трех судей высшего суда субъекта РФ.

Коллегия принимает решение о наличии в дейст­виях судьи признаков состава преступления. Затем необходимо со­гласие соответствующей квалификационной коллегии судей (для су­дьи Конституционного Суда требуется согласие этого Суда).

При­влечение судьи к административной ответственности принимается коллегией из трех судей высших судов по представлению Генераль­ного прокурора РФ. Аналогичным образом решается вопрос о применении в от­ношении судьи оперативно-розыскных мероприятий. На судью не распространяются дисциплинарные взыскания, предусмотренные ТК РФ.

В качестве дисциплинарных взысканий к судье применяются предупреждение и досрочное освобождение от должности. Взыска­ния налагаются квалификационной коллегией судей соответствую­щего суда.

Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонден­цию, имущество и документы, используемые им транспорт и средст­ва связи5.

Федеральный закон 1995 г. «О государственной защите судей, долж­ностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с до­полнениями и изменениями) предусматривает специальные меры го­сударственной защиты судей.

К их числу относится личная охрана, охрана жилища, временное помещение в безопасное место, и т.д. за счет средств государственного бюджета. Государственная защита распространяется на имущество судьи и членов его семьи.

Судья и сам может защищать свою неприкосновенность, имущество, членов семьи. Он имеет право на хранение и ношение огнестрель­ного оружия, которое выдается ему по его заявлению органами МВД1.

… правовые позиции. Указанная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение.

Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов демократического конституционного правосудия, понятия конституционной судебной власти, ее роли в современном государстве, его место и роль в судебной системе РФ. Практическое значение данной проблематики заключается в …

… должность, дисциплинарной ответ­ственности, реорганизации отдельных судов, инспектирования судов в необходимых случаях и т. д.

Таким образом, структура судебной власти отличается разнообразием специализированных судов и наличием органов судейского самоуправления. Вопрос 2.

Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов.    Конституции современных государств закреп­ляют …

… в ст. 118 которой, в частности, сказано: “I. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом… 3.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной систе­мы важное значение имеют также положения ст. 125- …

… Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Написав курсовую работу на тему «Конституционные основы судебной системы Российской Федерации», сделаем краткие выводы.

В механизме защиты прав и свобод граждан особое место отводится правосудию. Это закреплено в Конституции Российской Федерации. Конституция …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/144123/3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.