По договору фрахтования фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю

Понятие и основные условия договора фрахтования судна (чартера)

По договору фрахтования фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю

Согласно ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливается транспортными уставами и кодексами.В чартере обычно подробно излагаются согласованные сторонами условия перевозки груза, а также условия, предусматривающие обязанности сторон, предшествующие перевозке: характеристики судна, время и место подачи судна и т.д.

Условия чартера становятся обязательными с момента его подписания, а не с момента фактической подачи судна под погрузку судна. Фрахтовщик-судовладелец несет предусмотренную чартером ответственность за неподачу судна или опоздание.Длительная практика фрахтования выработала обычно применяемые условия чартера, а это в дальнейшем привело к разработке стандартных форм чартеров (проформ).

В настоящее время известно более 400 проформ чартеров. Они разработаны под эгидой старейших и авторитетных организаций — Английской палаты судоходства, основанной в 1877 г., и Балтийской Международной морской Конференции (БИМКО), основанной в 1905 г.Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, арахиса, соли, фруктов и удобрений.

Для некоторых грузов разработаны по несколько чартеров в зависимости от направления грузопотоков. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, как правило, осуществляются на базе чартера «Дженкон».Преимущество проформ чартеров заключается в том, что они учитывают интересы фрахтователей и судовладельцев.

Большинство из таких чартеров представляют собой своего рода компромиссы, выработанные в результате длительных переговоров.Применение проформ чартеров в значительной степени облегчает технику фрахтования судов. Практически условия чартера можно согласовать по телефону, телексу, факсу.Стороны при фрахтовании согласовывают стандартную проформу чартера и вносимые изменения.

Впечатанный на машинке текст в проформе чартера имеет преимущество перед типографским текстом. Часто все изменения и дополнения сводятся в прилагаемый к проформе чартера так называемый аддендум (от англ. addendum — приложение, дополнение).

Хотя фразеология некоторых статей чартеров кажется архаичной и не совсем ясной, в судебной практике не встречается затруднений в их толковании, а сам факт наличия именно таких формулировок свидетельствует об их жизненности.
Основные условия чартера. Круг условий, содержащихся в чартере, довольно широк. Ограничимся рассмотрением наиболее важных из них.

1. Субститут (substitute) — право судовладельца заменить поименованное судно другим. Это судно не обязательно должно быть однотипным, но должно иметь сходные эксплуатационные характеристики с тем, чтобы обеспечить перевозку обусловленного количества груза.
2. Мореходность (seaworthiness). Это означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса (tight, staunch and strong and in all respects fitted for the voyage).
3. Безопасный порт (safe port). В тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным. Имеется, прежде всего, безопасность порта по природным условиям. Тем не менее, если в порту происходят какие-либо политические события (восстание, гражданская междоусобица) или военные действия, то он не считается безопасным.
4. Так близко, как судно может безопасно подойти (as near as she can safely get). Это условие указывается в тех случаях, когда судно по каким-либо обстоятельствам не может подойти непосредственно к месту грузовых операций.
5. Всегда на плаву (always afloat)- Судно ни при каких условиях не обязано осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.
6. Сталийное время (laydays). В чартере указываются правила применения норм грузовых работ, способы расчета сталийного времени и т. д.
8. Плата за простой (demmurage). За простой судна сверх нормы судовладельцу должны быть возмещены его затраты на содержание судна во время стоянки.
9. Сверхконтрсталия (detention). Обычно в чартерах предусматривается право фрахтователя держать судно на простое лишь 5-10 суток, после чего оно переходит на сверхконтрсталию. В этом случае фрахтователь обязан оплатить не только расходы судовладельца на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек, влекущих, в частности, невыполнение обязательств по отношению к другому фрахтователю.
10. Диспач (despatch). Если судно будет погружено или выгружено ранее предусмотренного договором времени, то фрахтователь имеет право на компенсацию его усилий по досрочному завершению грузовых операций. Обычно диспач равен половине демереджа.
11. Реверсибл (reversible). Этот термин встречается в случаях, когда простой и диспач при погрузке или выгрузке взаимно засчитываются.
12. Канцеллинг (cancelling) право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки в случае, если судно к определенному сроку не пришло в порт погрузки.
13. Нотис о готовности судна (notice of readiness). Прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям. В соответствии со сложившейся практикой судно считается прибывшим, если:а) судно находится не только в том порту, но и месте, куда оно должно быть подано по чартеру;б) судно готово к грузовым операциям;в) судно известило фрахтователя (или его представителей) о прибытии и готовности к грузовым операциям.

14. Прекращение ответственности (cesser clause). Указанная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено.

Сущность этой оговорки заключается в том, что с указанного момента судовладелец должен обращаться к фузовладельцу, а не фрахтователю, с возможными имущественными требованиями.

Обычно эта оговорка комбинируется с условием о залоге (lien).

Источник: https://seaspirit.ru/morskie-konvencii/morskoe-pravo/ponyatie-i-osnovnye-usloviya-dogovora-fraxtovaniya-sudna-chartera.html

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю
Комментарий к статье Судебная практика

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

1. Договор фрахтования (чартер) относится к группе договоров, направленных на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Этим он отличается от договора аренды транспортных средств с экипажем (тайм-чартера).

Например, пассажир фрахтует такси не для того, чтобы в нем какое-то время посидеть, а чтобы добраться в пункт назначения. Согласно п. 2 ст. 115 КТМ РФ чартер со всей определенностью называется разновидностью договора морской перевозки груза.

Фразу “предоставление вместимости” следует понимать как синоним слов “бронирование” и “резервирование”.

Это означает, что фрахтователь, заключив договор, может быть уверен, что ему обязательно будет предоставлено необходимое количество посадочных или погрузочных мест, однако ему не гарантируется предоставление именно тех мест, которые он захочет занять. К другим отличиям этого договора от договора аренды следует отнести следующие:

– плата по договору взимается за пройденное расстояние, а не за время владения транспортным средством;

– фрахтовщик в отличие от арендатора имеет право без дополнительного разрешения проникать в помещения, где находится груз для обеспечения его сохранности;

– фрахтователь в отличие от арендатора может фрахтовать судна не для себя, а для других лиц (пассажиров, грузоотправителей), которых может быть большое количество.

От договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа чартер отличается четырьмя основными чертами:

– маршрут и расписание перевозки заранее не установлены, т.е. по договору фрахтования, который не может быть публичным, осуществляются нерегулярные перевозки;

– по чартеру могут быть осуществлены перевозки как пассажиров и багажа, так и грузов;

– договор фрахтования может быть заключен на несколько рейсов;

– место посадки либо место погрузки в билете или накладной (проформе чартера) заранее не указывается.

2. В настоящее время чартерные перевозки можно осуществлять на морских, речных и воздушных судах (ст. ст. 115, 119 – 121 КТМ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст.

104 ВзК РФ), а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке груза, у которого нет грузополучателя (снег, мусор), и при сопровождении груза представителем грузовладельца (ст.

18 УАТиНГЭТ), на пассажирском автомобильном транспорте при перевозках по заказам и легковыми такси (гл. 4 и 5 УАТиНГЭТ).

Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что встречные обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера.

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа, при этом:

– рейсовый чартер (voyagecharter) – вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс;

– фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов. Судно после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза);

– контрактное фрахтование морского тоннажа (contractofaffreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Морской чартер – это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначение судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна.

Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров (“Дженкон” (Gencon), “Волкоа” (Volcoa), “Совкоал” (Sovcoal), “Интеркоа 80”), которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства, Балтийский международный морской совет (BIMCO), Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FON ASBA), Японская судоходная биржа. В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, оформляется заказ-нарядом (в трех экземплярах) и предъявляется фрахтовщику, который должен одобрить либо мотивированно отклонить его в течение 3-х дней.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и включающего в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров данный договор заключается в форме заказа-наряда.

Договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, как правило, посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.

3. Применимое законодательство:

– ВзК РФ;

– КВВТ РФ;

– КТМ РФ;

– УАТиНГЭТ;

– УЖТ РФ.

4. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 10.01.2014 N ВАС-15400/13 по делу N А51-5446/2011;

Источник: https://Kodeks-GK.ru/razdel-iv/glava-40/statya-787.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.