Подтверждающий оплату государственной пошлины

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Подтверждающий оплату государственной пошлины

Информация по уплате государственной пошлины подготовлена в соответствии с положениями:

  • Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  • Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 260 АПК РФ к апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

В связи с этим (с учетом положений статьи 45 Кодекса) необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле “Списано со счета плательщика” – дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате – дата последнего платежа), в поле “Отметки банка” – штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П (с последующими изменениями).

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 3 статьи 333.18 Кодекса).

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет (ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Если к апелляционной жалобе приложен документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из ч.1 ст. 128, ч.1 ст. 263 АПК РФ, выносит определение об оставлении жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В определении об оставлении апелляционной жалобы без движения может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.

При непредставлении заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины апелляционная жалоба возвращается в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.

Уплата государственной пошлины производится заявителей апелляционной жалобы самостоятельно, уплата госпошлины иным лицом за заявителя законодательством не предусмотрена.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет (ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Если к апелляционной жалобе приложен документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из ч.1 ст. 128, ч.1 ст. 263 АПК РФ, выносит определение об оставлении жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В определении об оставлении апелляционной жалобы без движения может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.

При непредставлении заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины апелляционная жалоба возвращается в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.

Уплата государственной пошлины производится заявителей апелляционной жалобы самостоятельно, уплата госпошлины иным лицом за заявителя законодательством не предусмотрена.

Предоставление отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату на срок, не превышающий один год.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны.

Ходатайство может быть изложено непосредственно в апелляционной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к жалобе.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с апелляционной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве, должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче апелляционной жалобы. К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 20.03.97 № 6 относятся:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица – заинтересованной стороны);
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 Кодекса общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

Следует учесть, что в случае приостановления производства по делу срок предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины не приостанавливается.

Зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины

В соответствии с п.6 ст.333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

При разрешении вопроса о зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины арбитражный суд выносит судебный акт.

Следует учесть, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

Возврат излишне уплаченной суммы

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины в связи с обращением в арбитражные суды осуществляется исходя из положений абзаца 2 пункта 11 статьи 78, пунктов 3 и 7 статьи 333.40 НК РФ.

Нормы статьи 78 НК РФ в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.

Возврат производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина.

К заявлению прилагаются решения, определения и справки судов, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы госпошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, либо копии платежных документов, если государственная пошлина подлежит возврату частично.

Источник: https://16aas.arbitr.ru/process/duty/info

Можно ли чеком из Сбербанка Онлайн подтвердить оплату госпошлины?

Подтверждающий оплату государственной пошлины

Итак, продолжаем разбираться в отсталости нашего законодательства от реалий современной жизни.

В предыдущей своей статье я поделилась с Вами мнением Сбербанка на этот счет, и отчасти он прав, далее я расскажу почему.

В действительности ситуация в которой мне пришлось озадачиться данной проблемой выглядит следующим образом.

Я подавала исковое заявление в суд, добрая судья сказала мне, что при спорах о защите прав потребителей и сумме требований меньше миллиона рублей оплата госпошлина не требуется.

Поскольку деньги лишними не бывают я повторно обратилось в суд с заявлением о возврате госпошлины, и суд определил мне ее вернуть.

И в том и другом случае (и при подаче иска и при подаче заявления на возврат госпошлины) я прикладывала именно чек, сохраненный из Сбербанка Онлайн и никакой другой документ. И у судьи не возникало никаких вопросов по поводу оплаты мною госпошлины.

Далее после положительного решения суда я обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате мне ошибочно уплаченной госпошлины, приложив к заявлению определения суда и также этот чек из Сбербанка Онлайн.

При этом хочу уточнить такие два момента:1) заявление мной подавалось через интернет, следовательно, все документы представленны в электронном виде; 2) судья в своем определение указывает на то, что госпошлину необходимо мне вернуть именно согласно чеку, а ни какому-то еще документу.

Ответ же из налоговой несколько озадачил меня и даже поставил в тупик.

Налоговая заявила, что я должна предоставить подлинные документы.

Каковы критерии подлинности электронного документа, сохраненного из интернет банк, вход в который залогинен и запоролен, и к тому же подтверждается смс, поступающей на телефон мне непонятно.

Естественно, я обратилась с этим вопрос в банк, что бы иметь официальное, подтверждение, что чек является подлинным документом (а ни копией какого то документа).Ответ на вопрос меня удивил, с ним подробно вы можете ознакомиться здесь.

Я долго не могла понять, что, мне пытается сказать Сбербанк пока сама не разобралась в сути вопроса и не выяснила, насколько хромает наше законодательство в данном вопросе, порождая спорные моменты, в которых не всегда могут разобраться и суды.

В своем ответе Сбербанк сообщает мне дословно следующее чек из Сбербанка Онлайн не является платежным поручением ( я собственно говоря и так это понимала, что чек это не платежное поручение) и поэтому он не может служить подтверждением факта оплаты госпошлины.

Чем же руководствовался Сбербанк я сразу не смогла понять пока не прочла решение Верховного суда Республики Карелия, который отказался рассматривать распечатку чека как доказательство оплаты госпошлины.

В своем ответе и Сбербанк(правда ссылку на законодательство он мне так и не прислал) и Верховный суд республики Карелия опираются на статью 333.

1 8 Налогового Кодекса РФ, в 3 пункте которой указано, что “факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.”

То есть формально получается прав и суд, и Сбербанк отказывающийся признавать чек – документом подтверждающим оплату госпошлины.

Однако, тогда получается, что неправы те судьи и суды, которые принимали у меня в качестве подтверждения оплаты госпошлины чек, а не платежное поручение.

Чем же руководствовались они?

И ответ на это вопрос как мне кажется прост, они, как и судья Костромского апелляционного суда, признавшего распечатку чека с сайта Сбербанка документом, подтверждающим оплату госпошлины, руководствовались здравым смыслом, а также Законодательством в сфере банковского обслуживания.

Одним из доводов в пользу того, что чек все таки является подтверждением оплаты госпошлины служит пункт 4.6 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. No 383-П. (Про него также пишет и Сбербанк в своем ответе).

Согласно ему:” Исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается:

банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение”

Таким образом, чек Сбербанка Онлайн можно рассматривать как документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Что думает об этом Центр Банк и Налоговая я пока не знаю, но обещаю сообщить вам в следующих статьях.

Итак, я постаралась на примере такого просто жизненного момента с которым мне непосредственно пришлось столкнуться, показать насколько несовершенно и отстало от жизни наше Законодательство.

И сколько таких спорным моментов, с которыми ежедневно и ежесекундно сталкивается простой человек даже трудно представить.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/filiren/mojno-li-chekom-iz-sberbanka-onlain-podtverdit-oplatu-gosposhliny-5b6402d57777d500a840d24a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.