Принцип равенства судей

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Студент-Сервис

Принцип равенства судей

Этот принцип правосудия закреплён во многих законодательных актах, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом».

В ч. 2 данной статьи приведённое положение раскрыто и конкретизировано.

Его сущность состоит в том, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В ч. 3 этой же статьи указано: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» ч. 2 ст.

7: «Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям».

Данный принцип конкретизирован в п. 3 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»: «Все равны перед судом.

Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям».

В указанной интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса.

Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором.

Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т.п.

В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлечённый в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъективные обязанности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определённым лицам либо основанных на дискриминации.

Установленная ч. 3 ст. 118 Конституции России и ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма.

Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Представляется вполне приемлемым понятие равенства перед законом, данное в учебной литературе, согласно которому равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений, закреплённых в законодательстве, ко всем гражданам.

При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями с последующим возложением (при наличии оснований) ответственности.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Ст. 8 названной Декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод.

Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции РФ, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц.

Он преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятельности (депутатской, судейской и т.п.), ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению ими служебных обязанностей.

В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т.п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к ответственности некоторых категорий должностных лиц было объектом критики в общей печати и даже предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который, в частности, отметил, что судейская неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед законом и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требования, государство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным, но и по гражданским делам, в общих и арбитражных судах. Поэтому естественно, что он нашёл отражение в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», в ст. 5 п. 3 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», в ст. 5 ГПК РФ и др.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/printsip-osushhestvleniya-pravosudiya-na-nachalah-ravenstva-vseh-pered-zakonom-i-sudom/

Принципы: независимости судей; законности, компетентности и беспристрастности суда; равенства всех перед законом и судом

Принцип равенства судей

Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 К. РФ,Закон “О судебной системе РФ” (ст. 5), Закон “Об арбитражных судах в РФ” “Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны”.

Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти,ее отделенности от власти исп. и зак. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел.

При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с “добрыми намерениями”, влечет нарушение законности, произвол.

Согласно Закону “О статусе судей РФ” независимость судей обеспечивается: 1) наличием особой процедуры осуществления правосудия; 2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; 3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; 4) правом судьи на отставку; 5) неприкосновенностью судьи; 6) системой органов судейского сообщества; 7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; 8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.

Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией незав-сти является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса.

Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда.

Законность обеспечивается правилами, определяющими порядок наделения судей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли.

Это “барьер”, с помощью которого от  реализации судебных функций отстраняются люди, не способные выполнять их  (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других).

Компетентность – правилами определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава.

Обеспечение беспристрастности: судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела: — если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т.д.); — либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон, или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т.д.).

Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы Данное положение распространяется на деятельность всех ПОО. Применительно к правосудию ст. 7 Закона “О судебной системе РФ” определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т. д.

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное) и является единым для всех дел данной категории.

Отступлением от данного принципа является то, что предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан – судей, депутатов, прокуроров.

Источник: https://students-library.com/library/read/35773-principy-nezavisimosti-sudej-zakonnosti-kompetentnosti-i-bespristrastnosti-suda-ravenstva-vseh-pered-zakonom-i-sudom

Гпк рф. статья 12. осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон

Принцип равенства судей

Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон

1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

см. дополнительнона сайте: судебная практика  Состязательность и равноправие сторон   

Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон;

Статья 10. Гласность судебного разбирательства; Статья 38. Стороны; Статья 56. Обязанность доказывания; Статья 60. Допустимость доказательств; Статья 68. Объяснения сторон и третьих лиц; Статья 160. Открытие судебного заседания Статья 174. Объяснения лиц, участвующих в деле Статья 198. решения суда; Статья 232. Рассмотрение замечаний на протокол;

нарушение равенства и  состязательности по процедуре устных объяснений и возражений;  нарушение равенства по процедурам  сбора, приобщения и оценки доказательств, подмена закона субъективным усмотрением судьи: уклонение от исполнения обязанности  истребовать и  приобщать к делу в обязательном порядке доказательства, формируемые во время реализации воли и прав гражданина, обязательное регулирование которых в гражданском обороте основано на требованиях материального закона; уклонение от обязанности проверить приобщаемые документы на достоверность; подмена усмотрением судьи обязанности принимать объективные письменные доказательства, сформированные до возникновения конфликта, во время  реализации воли и прав, предоставленные государственными или иными независимыми источниками, на которые государством возложена обязанность по контролю, регистрации, хранению и исполнению иных функций, связанных с государственным регулированием; подмена закона усмотрением суда при распределении бремени доказывания; иное толкование, вопреки закону и судебной практике, сформированной постановлениями вышестоящих и международных судов; отказ в содействии в получении доказательств, которые не могут быть получены без содействия суда; отказ в удовлетворение ходатайства о допросе свидетелей; отказ выдать повестку для вручения свидетелям; изъятие из дела важных доказательств и попытки скрыть их отсутствие в деле; в случае неудачи – умолчание в решении о самом факте наличия в деле таких доказательств, отказ от их юридической оценки и значения для дела, отказ от  мотивированного отклонения;  нарушение равенства и состязательности по процедуре доступа к доказательствам: воспрепятствование в своевременном доступе к письменным доказательствам;  манипулирование законом; удерживание судом доказательств; отказ в отложении разбирательства дела в связи с приобщением к делу новых письменных доказательств;

нарушение равенства и состязательности при изложении мотивированного решения: не исполнение  обязанности по обеспечению равенства и состязательности при оценке доказательств;  умолчание  в решении о значении для дела письменных документов-доказательств, полученных из регулирующих и контролирующих служб, уполномоченных законом и обладающих исключительной юрисдикцией по разрешаемым судом спорным вопросам;  семейные споры, жилищные споры; раздел имущества; выселение;

1. Принцип равенства является одним из основных начал гражданского судопроизводства и гарантируется  статьями  6, 12 и 391.9 ГПК РФ. Нарушение принципа равенства неизбежно влечет нарушение принципа состязательности.

Закон для некоторых категорий субъектов судопроизводства устанавливает определенные преимущества или ограничения.

Например, в исключение из общего правила предъявления иска по месту жительства или месту нахождения ответчика иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, могут предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда, статья 29 ГПК РФ. Соответственно ответчик по таким делам вынужден будет вести свое дело в суде, выбранном истцом. Освобождается истец по такому делу и от уплаты государственной пошлины в доход государства статья 333. 36 (часть 1.3) НК РФ.

Согласно  статья 62 (часть 3) Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором, объем прав и обязанностей иностранных лиц и лиц без гражданства может быть иным, чем у граждан Российской Федерации.

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав граждан и организаций Российской Федерации, статья 398  (часть 4) ГПК РФ.   

Источник: https://grany-prava.ru/sudy-obschey-yurisdikcii/konsultaciya-yurista-3/104-statya-12-osuschestvlenie-pravosudiya-na-osnove-sostyazatelnosti-i-ravnopraviya-storon.html

Принципы правосудия в РФ

Принцип равенства судей

  1. Принцип законности
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип осуществления правосудия только судом
  4. Принципы независимости судей
  5. Принцип равенства всех перед судом и законом
  6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
  7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
  8. Национальный язык судопроизводства
  9. Принцип состязательности сторон
  10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
    • Арбитражные заседатели
    • Присяжные заседатели
  11. Принцип открытого разбирательства дел:
    • Гласность (кроме тайных)
    • Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)
    • Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
  12. Принцип презумпции невиновности
  13. Принципы законности и компетенции суда
  14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
  15. Принцип обязательности судебных решений

[править] Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации.

Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол.

Такое “правосудие” не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

[править] Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

[править] Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где сказано:”Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,не допускается.” Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.

В последней по данному принципу сказано следующее:”Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,установленным настоящим Кодексом.” Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.

К ним отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые судьи,военные суды,а также федеральные арбитражные суды округов,арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий.

[править] Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению.

[править] Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано.

Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

[править] Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

[править] Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

[править] Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.

Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой

[править] Принцип состязательности судопроизводства

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты – другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

[править] Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: “Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия” (ч.5 ст.32 Конституции РФ).

В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах.

Присяжные заседатели – граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

[править] Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство – один из важнейших принципов судопроизводства.

Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

[править] Принцип презумпции невиновности

“Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. п.1 cт.49 Конституции РФ

[править] Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано.

Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. “Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.

14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

” Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

[править] Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

[править] Принцип обязательности судебных решений

Источник: https://studopedia.su/16_70453_printsipi-pravosudiya-v-rf.html

Равенство всех перед законом и судом

Принцип равенства судей
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.

Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.

Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.

Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.

При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.

Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.

же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.

– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?

Алена 18.04.2019 12:44

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна06.06.2019 10:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ravenstvo-vsex-pered-zakonom-i-sudom.html

Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей

Принцип равенства судей

Конституция РФ

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ФЗ о судебной системе РФ

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.

Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:

– все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;

– каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;

– лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.

Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии с ним решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалифицированной коллегией судей.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

– в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ;

-в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого.

Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ.

Вопрос № 40. Общая характеристика законодательных и правовых источников уч-ого курса ПО.

Зак-ые и иные правовые акты – это действующие НА высших закон-ых, исп-ых и суд-ых органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие пор-к создания, организации, построения и деят-сти ПО. Предметный признак, характеризующий НА – закрепление положений, определяющих построение ПО и организацию их деят-сти.

Это относится и к каждому ПО в отдельности. НА должен иметь не ограниченное время действие и распространяться на неограниченное кол-во фактов применения. Он должен действовать в пер-д времени изучения.

Источником уч-ого курса мб НА гос-ого органа, представляющего одну из ветвей гос-ой власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отд-ых ПО.

По относимости регулируемых вопросов к ведению РФ или субъектов РФ НА можно подразделить на федеральные НА (акты фед-ых органов власти) и НА органов субъектов РФ.

В зависимости от принимающего НА субъекта можно выделить: акты органов зак-ой власти, акты органов исп-ой власти и акты органов суд-ой власти.

По кругу регулируемых вопросов НА мб универсальные, регулирующие организацию и деят-сть отд-ого ПО или определяющие отд-ые вопросы организации и деят-сти конкретного ПО.

В зависимости от юр-ой силы НА они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные НА.

НА об организации и деят-сти ПО в России мб классифицированы в зависимости от видов ПО и направлений их деят-сти. По этому основанию их можно подразделить на след-ие группы: общего действия; об организации и деят-сти судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.

Выдел-ся НА:

· НА органов законод-ой власти;

· НА органов исп-ой власти;

· НА органов суд-ой власти.

НА органов зак-ой власти принимаются Гос. Думой и Советом Федерации Фед-оно Собрания РФ, а также зак-ыми органами субъектов РФ, нап-р, Гос. Думой ТО. На терр-ии РФ продолжают действовать НА и тех зак-ых органов, кот-ые сущес-ли в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.

К числу НА органов зак-ой власти относятся действующие в наст-ее время на терр-ии РФ: Конституция РФ, фкз, фз и законы РФ, основы законодательства РФ, кодексы РФ, законы РСФСР, иные НА существовавших ранее высших зак-ых органов власти, не отмененные или частично действующие на терр-ии РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Росс-ая газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального Собрания РФ», «Сборник фкз и фз».

НА органов исп-ой власти носят подзаконный хар-р и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу НА органов исп-ой власти можно отнести:

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Совместные акты министерств и ведомств

· Ведомственные НА

Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и нек-ые НА Совета Министерств РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.

Источник: https://studopedia.ru/19_93435_printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom-i-osobiy-poryadok-privlecheniya-k-otvetstvennosti-sudey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.