Признание вещи бесхозяйной судебная практика

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Признание вещи бесхозяйной судебная практика

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.

Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают.

Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.

19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала.

Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи.

Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления.

Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет.

Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК).

Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей.

В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него.

Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана.

Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.

Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании.

По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.

Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве.

Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.

2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20190223/

Признание вещи бесхозяйной

Признание вещи бесхозяйной судебная практика

   Гражданское законодательство регулирует различные отношения между людьми, и те, которые возникают по повод передачи, приобретения различных движимых и недвижимых вещей.

Различные вещи находятся на праве собственности у лиц, которые спокойно могут владеть, распоряжаться и передавать их другим лицам. Вещь может быть и бесхозяйной, то есть не иметь собственника на неё либо её собственник неизвестен.

  Бесхозяйной вещь могут признать только в судебном порядке, иной порядок признания вещи бесхозяйной не предусмотрен.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет в процедуре признания вещи бесхозяйной: профессионально, на выгодно согласованных условиях с Вами и в срок. Звоните! 

Плюсы признания вещи бесхозяйной

   После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:

  1. Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
  2. Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.

   Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.

  1. При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
  2. Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
  3. Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.

Судебный порядок признания вещи бесхозяйной

   Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

  1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
  2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
  3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

   После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности. 

ПОЛЕЗНО: закажите составление искового заявления у нас, смотрите ВИДЕО

Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной

   В заявлении следует указать следующее:

  • Наименования сторон, реквизиты и адрес;
  • Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
  • Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
  • Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
  • Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).

Срок признания вещи бесхозяйной

   Для признания вещи бесхозяйной есть сроки приобретательной давности, а также определенный срок исковой давности, который составляет три года.

   Срок приобретательной давности начинается не ранее истечения срока исковой давности, срок продолжает течь если лицо является правопреемником предыдущего собственника. Приобретательная давность распространяется только на лиц, которые пользовались имуществом собственника без права не него в течение 15 лет-на недвижимое, и иное имущество в течение 5 лет непрерывно.

   Бесхозяйная вещь может также передаться в муниципальную собственность, если она стоит на учёте у государственных органов, то по истечению года, специальный управляющий может обратиться в суд с требованием о том, чтобы вещь перешла в муниципальную собственность.

Основания отказа в признание права собственности на бесхозяйную вещь

   Суды при рассмотрении заявлений на право собственности на бесхозяйную вещь исследуют и изучают все доказательства по делу для установления оснований её признания. Основаниями отказа в признании собственности на бесхозяйную вещь являются:

  1. Факты появления собственника (например, он отсутствовал и объявился), либо заинтересованные лица предоставили доказательства, что собственник имеется.
  2. Отсутствуют доказательства и документы о том, что собственник отказался от вещи либо что вы можете на неё претендовать.
  3. Появились заинтересованные лица, которые располагают важной информацией (например, что есть наследники недвижимого имущества).

Помощь адвоката

   Признание вещи бесхозяйной представляет собой сложный и длительный процесс, так как он требует собирания дополнительных доказательств (документов), а также часто взаимодействие с государственными органами (например, с администрацией города, либо с органам по управлению жилищным фондом и т. д.), поэтому требует дополнительной помощи специалистов, например адвокатов в сфере гражданского права, которые помогут защитить вам ваши права.

   Составление заявлений и выступление в суде по поводу защиты своих прав требует специальной подготовленности, наши адвокаты —  успешно выступят за Вас и защитят ваши права на бесхозяйную вещь, а также если Вам необходимо помогут оформить право собственности на неё.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/priznanie-veshhi-beshozyajnoj/

Бесхозяйное имущество. Что будет с брошенным собственником недвижимым имуществом

Признание вещи бесхозяйной судебная практика

К написанию этой статьи меня подтолкнул случай недавно произошедший в моей практике. Обратилась женщина и рассказала вот какую грустную историю. Она, как и многое из нас, ценит пребывание на природе, поэтому приобрела дом с земельным участком в одной из деревень. Все было прекрасно, пока не умерла ее соседка.

Соседка жила одна, ее дети давно разъехались и только изредка навещали мать. После смерти соседки прошло несколько лет, но ее наследники в доме в деревне не появлялись. Казалось бы какое дело соседке до чужого наследства? Однако брошенное без присмотра имущество, неожиданно стало создавать серьезные проблемы ей и остальным жителям деревни.

Что же случилось? Участок зарос и превратился в непроходимые джунгли, что стало беспокоить хозяев соседних участков. В летнее время в брошенном домике стали ночевать лица с “пониженной социальной ответственностью”, дом превратился в притон, случались пьянки и драки. Результатом их появления стали пожары, горела трава, несколько раз загорался сам дом.

И в довершение всех бед на самом краю участка возникла стихийная свалка. Кто первый кинул на край участка пакет с мусором, останется навсегда тайной. Но факт остается фактом, на участке возникла и начала “ароматизировать” окрестности полноценная свалка. Попытки пресечь ее разрастание ни к чему не привели.

Обращения в органы местного самоуправления (сельсовет) тоже результата не дали. Ответ был такой – “Обращайтесь к нотариусу. Если имущество является выморочным мы оформим на себя или ищите наследников и судитесь с ними”.

ЧТО ТАКОЕ ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

Поэтому расстроенная женщина и обратилась ко мне за разъяснениями, как найти наследников. Проверив наличие наследственного дела я обнаружила, что наследственное дело открыто у нотариуса в другом регионе России, но это не обрадовало посетительницу.

КАК НАЙТИ НОТАРИУСА ВЕДУЩЕГО НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЖНО ПОЧИТАТЬ -ТУТ!

Ехать за несколько сот километров, выяснять в суде отношения с наследниками ей очень не хотелось.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Орган местного самоуправления может оформить на себя право собственности и соответственно нести ответственность за содержание брошенного наследственного имущества.

Обратимся к закону:

Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (статья 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Как видно из приведенной нормы закона из этой ситуации есть вполне законный выход. Вещь фактически оказалась брошенной без присмотра и исходя из ситуации можно сделать вывод о том, что собственник от нее отказался. Этой же точки зрения придерживается и судебная практика. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 41-КГ16-33).

Тем самым у органа местного самоуправления (сельсовета) есть основания вмешаться в сложившуюся ситуацию, хотя имущество умершей и не относится к категории выморочного.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Закон устанавливает следующий порядок действий.

1. Заинтересованные лица (в нашем случае владелица соседнего со злополучным домом земельного участка) обращается в орган местного самоуправления (сельсовет) с просьбой оформить брошенное имущество, как бесхозяйное.

2. Бесхозяйные недвижимые вещи (земельные участки, дома и т.д.) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (Росреестром), на основании заявления органа местного самоуправления (сельсовета), на территории которого бесхозяйное недвижимое имущество находится.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта. В частности это может быть протокол обеспечения доказательств заверенный нотариусом.

Кроме того к документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные государственными органами или организациями, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

3. По результатам рассмотрения заявления брошенная вещь, будет поставлена на учет как бесхозяйная. Для того, чтобы у собственника (если таковой имеется) было время одуматься, закон предоставляет срок – 1 год.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, его собственник может зарегистрировать свои права на этот бесхозяйный объект. В этом случае объект недвижимого имущества будет считаться снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.

По истечении этого времени (1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет как бесхозяйной) орган местного самоуправления, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости. Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.

После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления (сельсовету) направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества.

4. По результатам судебного рассмотрения вещь будет принята в муниципальную собственность. В качестве основного доказательства бесхозяйного содержания вещи может выступать – ПРОТОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, составленный нотариусом.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения этого имущества органом местного самоуправления (сельсоветом).

Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на это недвижимое имущество.

С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации муниципального права собственности на объект недвижимости.

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ СУД ОТКАЖЕТ?

Если суд откажет в признании вещи бесхозяйной, она может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность заинтересованными лицами в силу приобретательной давности. Немного поясню, если суд по каким то причинам откажет в признании вещи бесхозяйной, то:

– собственник может привести ее в порядок и дальше ею пользоваться;

– Если же собственник продолжит обращаться с нею как с ненужной, то заинтересованное лицо, может начать за этой вещью ухаживать (вступить во владение) и получить ее в собственность в порядке приобретательной давности.

Подведу итог. Проблема бесхозяйного имущества стоит очень остро. Помимо недвижимого имущества (квартир, домов, земельных участков), часто можно встретить ржавеющие годами во дворах машины и железные гаражи.

Собственники не стремятся регистрировать свои права по разным причинам, но нужно помнить, что если их собственность мешает Вам и создает проблемы, в законе есть реально работающий механизм для их решения.

ПОМНИТЕ! Безвыходных положений не бывает, если Вы готовы защищать свои права и интересы.

Будьте осмотрительны при принятии решений, этим вы избавите себя и своих родных от множества конфликтных и неприятных ситуаций.

ВСЕМ ХОРОШЕГО ВРЕМЕНИ СУТОК!

ЧТО ТАКОЕ ВЫПИСКА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

ЧТО ТАКОЕ “ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ” МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

КАК УЗНАТЬ КАКОЙ НОТАРИУС ВЕДЕТ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

Взято из открытых источников

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c47572fda8600b152ffbd/beshoziainoe-imuscestvo-chto-budet-s-broshennym-sobstvennikom-nedvijimym-imuscestvom-5f6f2831df292d1109778b52

33-1892/2015 – Архив судебных решений

Признание вещи бесхозяйной судебная практика

9 февраля 2015 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.А. Валишина, судей Р.Н. Яруллина, С.А. Телешовой, при секретаре В.В. Чибисовой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.А. Телешовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан – Д.Ф.

Аглеевой на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2014 года, которым постановлено: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан в удовлетворении заявления о признании движимого имущества – транспортного средства ВАЗ-21053, …., VIN …., номер кузова ….

, номер двигателя …., сине-зеленого цвета, бесхозяйным и подлежащим обращению в федеральную собственность, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения В.В. Клокова, судебная коллегия

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной. В обоснование заявления указано, что 26 апреля 2014 года транспортное средство ВАЗ 21053, государственный регистрационный знак …., задержано и помещено на специализированную стоянку … .

Владелец, уполномоченные им лица, а также иные заинтересованные лица за получением данного транспортного средства не обращались. Собственником транспортного средства по учетным данным Госавтоинспекции является В.В. Клоков, которому 30 мая 2014 года и 18 июля 2014 года хранителем автомобиля направлялись письменные требования о необходимости получения транспортного средства.

Указанные требования адресат получил, однако намерений осуществить какие-либо действия по распоряжению принадлежащим ему имуществом не выразил. Срок нахождения транспортного средства на специализированной стоянке до направления первичного требования о необходимости получения автомобиля составляет 34 дня.

Общий срок нахождения автомобиля на специализированной стоянке составляет 122 дня.

По мнению ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан действия собственника транспортного средства определенно свидетельствуют о том, что он самоустранился от владения, пользования и распоряжения автомобилем без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть отказался от права собственности на принадлежащее ему имущество конклюдентным образом.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявитель просил признать вышеуказанное транспортное средство бесхозяйным имуществом и обратить его в собственность Российской Федерации.

Заявитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, заинтересованное лицо – открытое акционерное общество «Безопасность дорожного движения» о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещались надлежащим образом, представители в суд не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо В.В. Клоков о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещался надлежащим образом, в суд не явился.

Судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан просит об отмене решения, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование жалобы приведены те же доводы, что и в обоснование иска, в частности, указано, что поведение собственника, проявляющего явное безразличие к судьбе принадлежащего ему транспортного средства, свидетельствует о его самоустранении от владения, пользования и распоряжения имуществом, то есть об отказе от права собственности на транспортное средство.

В суде апелляционной инстанции В.В. Клоков против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая, что от права собственности на автомобиль не отказывается, имеет намерение забрать принадлежащий ему автомобиль со специализированной стоянки.

Заявитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, заинтересованное лицо – открытое акционерное общество «Безопасность дорожного движения» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представители в суд не явились.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения В.В. Клокова, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу положений пункта 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 указанной статьи.

На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как следует из содержания части 1 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно положениям части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.

Как следует из материалов дела, 26 апреля 2014 года транспортное средство ВАЗ 21053, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак …., задержано и помещено на специализированную стоянку … .

Согласно сообщению Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан …. от 26 августа 2014 года, владельцем вышеуказанного транспортного средства является В.В. Клоков.

Разрешая спор и оставляя требования заявителя без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что бесспорных доказательств, объективно подтверждающих факт отказа В.В. Клокова от принадлежащего ему на праве собственности автомобиля, заявителем суду не представлено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

Отказ от права собственности должен носить безусловный характер, в то время как изложенные заявителем обстоятельства, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник оставил свое имущество и выразил явно и очевидно отказ от права собственности на него. Более того, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции В.В. Клоков пояснил, что от своих прав на автомобиль он не отказывается, намерен забрать принадлежащий ему автомобиль со специализированной стоянки.

Доводы апелляционной жалобы представителя заявителя о том, что поведение собственника, проявляющего явное безразличие к судьбе принадлежащего ему транспортного средства, определенно свидетельствует о его самоустранении от владения, пользования и распоряжения имуществом, то есть об отказе от права собственности на транспортное средство, не опровергают правильности обжалуемого решения суда в силу вышеизложенного.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных доказательств, которым судом дана оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан – Д.Ф. Аглеевой, – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:  

Судьи:  

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

файл-рассылка

Источник: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/424256006

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.